кассационная жалоба о признании незаконными действий и бездействия
должностного лица налоговой инспекции
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело N А11-2204/2003-К2-Е-1324 |
|
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего
Моисеевой И.Г., судей Башевой Н.Ю., Шутиковой Т.В., при участии
представителей заявителя - Яцук А.А. по доверенности от 01.02.2003,
адвоката Смолина М.М. по ордеру N 157 от 19.08.2003, заинтересованных
лиц - Усманова Р.Р. по доверенности
N 16/9-814 от 17.06.2003, Панфиловой В.С. по доверенности N 16/9-2
от 04.01.2003, Варламовой О.А. по доверенности N 16/9-601 от 24.04.2003,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя
- общества с ограниченной ответственностью "Русский сувенир-2000"
на решение от 02.06.2003 по делу N А11-2204/2003-К2-Е-1324 Арбитражного
суда Владимирской области, принятое судьей Давыдовой Л.М., по
заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский
Сувенир-2000" к Инспекции Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владимира о признании
незаконными действий и бездействия должностного лица налоговой
инспекции и
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русский сувенир-2000"
(далее - ООО "Русский сувенир-2000", Общество) обратилось
в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным
в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, о признании незаконными действий и бездействия
должностного лица Инспекции Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владимира Магничкина
А.А., имевших место 04.03.2003 и выразившихся в запрете на оклейку
поступившей на акцизный склад Общества партии алкогольной продукции
региональными акцизными марками и отказе в нанесении на них штрих-кода
в связи с непроведением контроля качества продукции в технически
компетентной (аккредитованной) лаборатории химического и технологического
контроля, повлекших нарушение прав Общества по распоряжению указанной
продукцией, а также об устранении этих нарушений.
Решением от 02.06.2003 в удовлетворении заявленных требований
отказано по мотивам законности действий должностного лица.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, ООО "Русский
сувенир-2000" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского
округа с кассационной жалобой.
Заявитель в кассационной жалобе и заседании суда указал на неприменение
подлежащей применению статьи 16 Федерального закона от 10.06.1993
N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг". Из данной
нормы, по мнению Общества, следует, что оно при наличии сертификатов
качества на алкогольную продукцию не обязано проводить повторный
анализ этой продукции за свой счет, а потому должностное лицо
налогового органа не вправе отказать в нанесении штрих-кода на
региональные специальные марки на алкогольную продукцию в связи
с непроведением такого анализа.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и заседании суда против
доводов заявителя возразила со ссылкой на статью 12 Федерального
закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции",
постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2000
N 1023, от 30.12.2000 N 1026, от 01.10.2002 N 723, постановление
Губернатора Владимирской области от 09.07.2002 N 349. По ее мнению,
в силу перечисленных нормативных правовых актов нанесение штрих-кода
на алкогольную продукцию, находящуюся на акцизном складе, допускается
только после проведения контроля качества каждой партии такой
продукции в технически компетентной (аккредитованной) лаборатории
химического и технологического контроля, чего заявитель не сделал.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области от
02.06.2003 по делу N А11-2204/2003-К2-Е-1324 проверена Федеральным
арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном
статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.
Как видно из материалов дела, 03.03.2003 по товарно-транспортной
накладной N 03.03-002 на акцизный склад Общества поступила алкогольная
продукция в количестве 3476 бутылок. В отношении этой продукции,
за исключением водки "Флагман" в количестве 1040 бутылок,
налоговый инспектор Магничкин А.А. 04.03.2003 запретил оклейку
региональными специальными марками и отказался нанести на них
штрих-код со ссылкой на отсутствие проверки качества указанной
продукции в аккредитованной лаборатории химического и технологического
контроля.
Обжалуя в арбитражный суд указанные действия и бездействие должностного
лица, Общество исходило из того, что на продукцию имелись надлежаще
оформленные документы, в том числе сертификаты качества, а потому
оно не несло обязанность получить заключение о качестве продукции
от аккредитованной лаборатории химического и технологического
контроля.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований,
признав, что должностное лицо Инспекции действовало в пределах
возложенных на него обязанностей с соблюдением нормативных правовых
актов, регулирующих порядок использования региональных специальных
марок на алкогольную продукцию и нанесения на них штрих-кода,
а потому не нарушило его права и законные интересы.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского
округа правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции
не находит.
Статьей 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено,
что алкогольная продукция, произведенная на территории Российской
Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется
региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации,
на территории которого осуществляется ее розничная продажа. Порядок
и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядок
выдачи региональных специальных марок определяются субъектами
Российской Федерации по согласованию с государственным органом,
уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации определяет общие требования
к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных
складов и порядку выдачи региональных специальных марок.
Маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками
осуществляется при условии проверки качества алкогольной продукции.
Региональная специальная марка является документом государственной
отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства
и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной
продукции и осуществление контроля за уплатой налогов.
Региональная специальная марка, кроме того, является подтверждением
проведения субъектом Российской Федерации специальных защитных
мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной
продукции, предназначенной для розничной продажи на территории
соответствующего субъекта Российской Федерации, и осуществление
контроля за оборотом алкогольной продукции на указанной территории.
Согласно Общим требованиям к порядку выдачи региональных специальных
марок и их образцам, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 01.10.2002 N 723, содержание штрих-кода
и порядок его нанесения определяются Министерством Российской
Федерации по налогам и сборам с учетом предложений субъектов Российской
Федерации о включении в штрих-код дополнительной информации, необходимой
для контроля за оборотом алкогольной продукции. Выдача марок организациям,
учредившим акцизные склады, осуществляется территориальными налоговыми
органами Министерства Российской Федерации.
Постановлением губернатора Владимирской области от 09.07.2002
N 349 "О защите рынка области от поддельной алкогольной продукции"
установлена обязанность руководителей организаций, учредивших
акцизные склады, принять необходимые меры к исполнению требований
Федерального закона "О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
в части маркировки алкогольной продукции региональными специальными
марками только после проведения контроля качества каждой партии
алкогольной продукции в технически компетентной (аккредитованной)
лаборатории химического и технологического контроля.
Требования перечисленных нормативных правовых актов по проведению
указанного контроля качества спорной партии алкогольной продукции
Обществом не выполнены, что и повлекло отказ со стороны уполномоченного
должностного лица Инспекции нанести штрих-код на региональные
специальные марки.
Ссылка Общества на статью 16 Федерального закона от 10.06.1993
N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", регулирующую
порядок финансирования работ по сертификации и государственному
контролю и надзору, не может быть принята во внимание, поскольку
согласно статье 8 указанного Закона заявитель не является участником
обязательной сертификации.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права,
являющихся в любом случае основанием для отмены судебных актов
в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса,
не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы
относятся на заявителя на основании статьи 110 Арбитражного процессуального
Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.06.2003
по делу N А11-2204/2003-К2-Е-1324 оставить без изменения, а кассационную
жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русский
сувенир-2000" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы
отнести на заявителя.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает
в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: МОИСЕЕВА И.Г.
Судьи: БАШЕВА Н.Ю., ШУТИКОВА Т.В.
Усманова Р.Р.
С ВАМИ МЫ ВСЕГДА СМОЖЕМ ДОГОВОРИТЬСЯ!
Заказать услуги практикующих юристов различных
отраслей права, специалистов антикризисного управления, бухгалтеров
и экономистов можно по телефонам во Владимире 32-35-00, 42-06-12 или по адресу: office@inform-ust.ru